Из опыта работы по ознакомлению детей с цветом воспитателя структурного подразделения «Детский сад №1»

Авторы: Иркина Ирина Николаевна

«Разноцветный мир»

Из опыта работы по ознакомлению детей с цветом 

           воспитателя  структурного подразделения 

         «детский сад №1»  ГБОУ СОШ  с. Шигоны

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.

Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

В раннем и младшем возрастах всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему по самообразованию:  « Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Организуя  работу по сенсорному развитию детей я
— создала условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
— разрабатываю и использую различные средства и методы сенсорного воспитания, внедряю  инновации;
— расширяю кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, что позволяет детям успешно осваивать сенсорные эталоны.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра- стихия детей.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
— учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
— развивается и познает мир.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы :

— непосредственно образовательную деятельность
— игры – экспериментирования
— художественное творчество
— наблюдение
— дидактические игры

Для успешной организации сенсорного развития в группе мною создана предметно- развивающая среда:

оформлен уголок по сенсорному воспитанию,

изготовлены  дидактические  игры и пособия.

Подбирая дидактический материал, стремлюсь к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и зеленый, и желтый, и синий.

Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный — синий, синий — желтый, желтый — зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои маленькие воспитанники могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.

Работая с детьми  раннего возраста, я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

Планируя работу по ознакомлению с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.

Для лучшего  закрепления полученных знаний разработала проект по ознакомлению детей с цветом «Разноцветный мир».

Каждый день был посвящен отдельному цвету.

1 день — красный.

В этот день дети пришли в группу в одежде красного цвета.

Обращаю их внимание на то, что в группе много игрушек красного цвета, на стене красные бабочки и дома.

Делаем утреннюю гимнастику с красными флажками,

лепим из красного пластилина божью коровку.

Читаю детям «Красную сказку».

В этот день мы касаемся только красного цвета: читаю детям стихи о красном цвете, играем в игрушки красного цвета,  рассматриваем карточки и картинки с изображением овощей и фруктов красного цвета.

Играем в сюжетно — ролевую игру «Напоим куклу чаем». Расставляем посуду  красного цвета.

После сна играем с красным мячом, с красным строительным материалом.

Таким образом, в течение дня стараемся как можно чаще обращать внимание на красный цвет в обстановке  .На центральной стене  красные дома , цветы и красная полоса радуги.

2 день — зелёный день.

Дети одеты в одежду зеленого цвета. В уголке игрушки зеленого цвета.

Рассматриваем растения в уголке природы( листья у цветов зеленые)

В этот день рисуем зеленую травку, слушаем песенку «В траве сидел кузнечик», играем в дид.игру «Разложи овощи» , где идет сравнение двух цветов(красного и зеленого), подвижную игру «Лягушата».

На стене появилась зеленая травка.

3 день -жёлтый день.

Дети в одежде жёлтого цвета.

В уголке желтые игрушки.

Выполняем упражнения на гимнастике с желтыми кубиками, рисуем «Зернышки для цыпляток».

Играем в игру «Курочка и цыплятки».  Провожу дидактическую игру «Составь из частей целое) У детей картинки с желтыми фруктами (лимон, банан, яблоко) .Одна картинка разрезанная на 2 части, вторая целая-образец. Дети по образцу складывают картинку с  фруктом.

На стене появляются желтые бабочки, солнышко, цветы и колобок.

4 день- синий день.

Дети в одежде синего цвета.

Рассматриваем в группе синие предметы.

Утренняя гимнастика с синими колечками.

Проводим опыты с водой- красим ее в синий цвет. Бросаем в воду камешки –они тяжелые и тонут. Пускаем  бумажный кораблик -он плавает. Дуем на него –он плывет быстрее.

Играем в игру «Самолетики»

После сна строим из синего строительного материала, катаем синие мячи.

Провела большую работу  с родителями. Оформила консультации для родителей: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета»; «Игры, развивающие восприятие цвета»; «Значение цвета в жизни ребенка.»;  «Изучение цвета с детьми раннего возраста с использованием дидактического материала в домашних условиях.

Провела родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Организовала выставку дидактических игр по сенсорному воспитанию.

Оформила папку передвижку «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Провела НОД совместно с родителями на тему: «Осенние листочки»

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети хорошо группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, при выборе из четырех  цветов.  Соотносят разнородные предметы по цвету при выборе из четырех разновидностей цвета. Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак.

metod