Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды

ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также территории, прилегающей к Организации, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

1.Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта

Образовательные области Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования
1. Социально-коммуникативное развитие Групповые комнаты.

Организация самостоятельной игровой дея­тельности детей, режимных моментов, групповых родительских собраний, консультаций, бесед с родителями, дней открытых дверей.

2. Познавательное развитие Групповые комнаты.

Организация и проведение непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с окружающим и расширению кругозора.

Экологическая лаборатория

Проведение опытов и экспериментов по ознакомлению с явлениями природы.

3. Речевое развитие Групповые комнаты.

Организация и проведение непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей по развитию речи.

4. Художественно-эстетическое развитие Большой музыкальный зал.

Проведение утренней гимнастики, музыкальных заня­тий, праздников, развлечений, кружковой работы, ин­дивидуальной работы с детьми по музыкальному вос­питанию, родительских собраний.

Используется полифункционально:

— проведение музыкальных занятий, развлечений, индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию;

—  проведение кружковой работы и развлечений с детьми по театрализованной деятельности.

Театральная мастерская.

Изготовление и хранение элементов костюмов, декораций и реквизита для постановки спектаклей.

5. Физическое развитие Спортивный зал.

Проведение утренней гимнастики, физкультурных за­нятий, физкультурных досугов, развлечений, кружко­вой работы, индивидуальной работы с детьми по фи­зическому воспитанию, подвижных игр.

Медицинский кабинет.

Проведение антропометрических измерений детей, оказание срочной медицинской помощи воспитанни­кам и сотрудникам, профилактические медицинские осмотры детей, санитарно-просветительская работа с персоналом и родителями воспитанников.

Изолятор.

Изоляция заболевшего ребенка до прихода за ним родителей.

Процедурный кабинет.

Проведение процедур, назначенных врачами-специалистами.

 2. Средства обучения и воспитания.

Наименование

Количество

1.

телевизор

1

2.

компьютер

3

3.

магнитофоны

7

3. Методические материалы

Ранний возраст

Наименование

Количество

Учебные издания

1.

Гербова В.В.  Развитие речи детей 2-4 лет. Учебно-наглядное пособие (сказки в картинках) для детей младшего дошкольного возраста. ВЛАДОС, 2003.

1

2.

Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2003

1

3.

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. Методическое пособие по организации чтения детям раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2003

1

4.

Бабаева Т.И., Грядкина Т.С. и др. Младший дошкольник в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2008.

1

5.

Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Изд.«Учитель», Волгоград, 2009.

1

6.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М. Обруч, 2012.

1

7.

Сорокина Н., Миланович Л. Куклы и дети. М. Обруч, 2012.

1

8.

Свирская Л. Малокомплектный детский сад. Санкт-Петербург, 2012.

1

Дидактические материалы

1.

Развитие речи и мышления: 1-3 года: 108 предметных картинок, 15 сюжетных картин, методические рекомендации Изд. 2-е, перераб. (42 листа в папке) Истоки Наглядно-дидактическое пособие: Раннее детство: Павлова Л. Мозаика-Синтез Истоки

1

2.

Распорядок дня. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам: Дорофеева А.М. Мозаика-Синтез 2012 Рассказы по картинкам

1

3.

Сказки и картинки: Сказки, рассказы и сказочные повести Сутеев В.Г. Ермак АСТ Астрель 2004 Всемирная детская библиотека

1

4.

Расскажите детям о домашних питомцах. Наглядно-дидактическое пособие Карточки для занятий в детском саду и дома. Емельянова Э.Л. Мозаика-Синтез 2013 Расскажите детям

1

5.

Детеныши животных и их родители Домашние питомцы. АСТ 2006

1

Организационно-методическая продукция

1.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.Сфера, 2014.

1

2.

Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Детство-ПРЕСС, 2003

1

3.

Колдина Д. Н. Рисуем ладошками (Это может ваш малыш. Занятия с детьми от 1 до 3 лет.). Мозаика-Синтез, 2010.

1

4.

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет

Под ред. Л.А. Парамоновой, изд. Олма Медиа Групп

1

Прикладная методическая продукция

1.

Обучающие карточки для детей с 3 до 6 лет

1

2.

Развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет

1

3.

Материал по сенсорному развитию

1

Аудио- и видеоматериалы

1.

Аудиосказки, потешки, колыбельные для детей до 3-х лет

1

2.

Развивающие видеофильмы для детей до 3-х лет

1

Электронные образовательные ресурсы

1.

http://www.solnet.ee/-  Детский портал «Солнышко» ssylk

2.

http://www.lukoshko.net/- Лукошко сказок ssylk

 

Дошкольный возраст

Наименование

Количество

Учебные издания

1.

Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

2.

Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

1

3.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

4.

Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

5.

Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. Мозаика-Синтез, 2010.

1

6.

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Мозаика-Синтез, 2010

1

7.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1

8.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1

9.

Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

10.

Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

1

11.

Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

12.

Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. Мозаика-Синтез, 2010.

1

13.

Королева И. А., Степанова В. А. Листок на ладони / Под ред. Л. М. Маневцовой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

1

14.

Калашников Г. В. Гербы и символы. История российского герба: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

1

Дидактические материалы

1.

Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Рабочие тетради для детей дошкольного возраста. Учебно-наглядные пособия издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург

1

2.

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3—4 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

3.

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

4.

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 1

5.

Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

6.

Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

7.

Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

8.

Финкельштейн Б. Б. Математический планшет: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: Корвет, 2007—2011.

1

9.

Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. В., Сазонов Е. А. Логический экран: развивающие и обучающие игры и упражнения. — СПб.: Корвет, 2005—2011.

1

Организационно-методическая продукция

1.

Кубики для всех. Уголки: игра / Методическое сопровождение разработано З.А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1996—2011.

 

1

2.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

3.

Кубики для всех. Собирайка: игра / Методическое сопровождение разработано З.А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1996—2011.

1

4.

Кубики для всех. Загадка: игра / Методическое сопровождение разработано З.А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1994—2011.

1

5.

Сложи узор: игра. — СПб.: Корвет, 1998—2011.

1

Прикладная методическая продукция

1.

Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы кубиков и др.);

1

2.

Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

1

3.

Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции)

1

4.

Образно-символический материал:

— наборы картинок, календари природы

— карты, атласы, глобусы

— головоломки, лабиринты

1

5.

Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

1

6.

Нормативно-знаковый материал:

— календарь,

-карточки

— кубики с цифрами

— линейки

1

7.

Развивающие игры

1

8.

Домино, шашки, шахматы

1

9.

Материал для обучения пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий, словоизменению и словообразованию, развитию связной речи (диалогической и монологической речи)

1

10.

Настольно-печатные игры

1

11.

Игры на развитие мелкой моторики

1

12.

Материал для формирования звуковой культуры речи: развития фонематического слуха  и восприятия (узнавание) неречевых и речевых звуков

1

13.

Материал для отработки навыков звукового анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения (отсутствия, пропусков, замены, искаженного произношения звуков),

— для развития плавного речевого выдоха,

— для формирования лексико-грамматического строя речи (активизации употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов)

1

14.

Алгоритмы (схемы)

1

15.

Мнемотаблицы

1

16.

Материал для освоения выразительных средств речи (темпа, ритма речи, высоты и силы голоса, интонационной выразительности)

1

17.

Картотека игр

— подвижных

— словесных

— на рзвитие мелкой моторики

— развивающих

1

18.

Нищева Н. В. Все работы хороши. Альбом. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

1

Аудио- и видеоматериалы

1.

Видео-фильмы, слайды различной тематики

1

2.

Ауди- и видеозаписи литературных произведений

1

Электронные образовательные ресурсы
1.
http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm —
 Все для детского садаhttp://doshkolnik.ru/- Дошкольник

http://www.childpsy.ru/-  Детская психология

http://www.detskiysad.ru/-  Детский сад. ру

http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования

http://doshvozrast.ru/- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

http://playroom.com.ru/- Игровая комната

http://www.kostyor.ru/tales/- Сказки для детей

http://www.lukoshko.net/- Лукошко сказок

http://beautiful – all.narod.ru/deti/deti.html – Все лучшее – детям

http://leopold-baby.com/- Кладовая кота Леопольда

http://www.psyparents.ru/- Детская психология для родителей

http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm — Консультации для воспитателей

http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm- Образовательный портал ”Учеба ”раздел Дошкольное воспитание

http://collection-of-ideas.ru/- Журнал для детей ”Коллекция идей”

http://dob.1september.ru – Журнал “Дошкольное образование”

http://www.moi-detsad.ru/- Методические разработки для детского сада

http://www.apkpro.ru/- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Сетевые образовательные сообщества

nsportal.ru Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

Мой Сайт дошкольного воспитания

http://www.openclass.ru/ -Сетевые образовательные сообщества ”Открытый класс”

http://nsportal.ru/- Социальная сеть “Наша сеть”

http://www.doshkolnik.ru/-  Социально – педагогический портал  “Дошкольники”

www.pedsovet.org – Всероссийский Интернет – педсовет

http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру”

ssylk