Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды
ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также территории, прилегающей к Организации, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
1.Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта
№ | Образовательные области | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования |
1. | Социально-коммуникативное развитие | Групповые комнаты.
Организация самостоятельной игровой деятельности детей, режимных моментов, групповых родительских собраний, консультаций, бесед с родителями, дней открытых дверей. |
2. | Познавательное развитие | Групповые комнаты.
Организация и проведение непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с окружающим и расширению кругозора. |
Экологическая лаборатория
Проведение опытов и экспериментов по ознакомлению с явлениями природы. |
||
3. | Речевое развитие | Групповые комнаты.
Организация и проведение непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей по развитию речи. |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Большой музыкальный зал.
Проведение утренней гимнастики, музыкальных занятий, праздников, развлечений, кружковой работы, индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию, родительских собраний. Используется полифункционально: — проведение музыкальных занятий, развлечений, индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию; — проведение кружковой работы и развлечений с детьми по театрализованной деятельности. |
Театральная мастерская.
Изготовление и хранение элементов костюмов, декораций и реквизита для постановки спектаклей. |
||
5. | Физическое развитие | Спортивный зал.
Проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных досугов, развлечений, кружковой работы, индивидуальной работы с детьми по физическому воспитанию, подвижных игр. |
Медицинский кабинет.
Проведение антропометрических измерений детей, оказание срочной медицинской помощи воспитанникам и сотрудникам, профилактические медицинские осмотры детей, санитарно-просветительская работа с персоналом и родителями воспитанников. |
||
Изолятор.
Изоляция заболевшего ребенка до прихода за ним родителей. |
||
Процедурный кабинет.
Проведение процедур, назначенных врачами-специалистами. |
2. Средства обучения и воспитания.
№ |
Наименование |
Количество |
1. |
телевизор |
1 |
2. |
компьютер |
3 |
3. |
магнитофоны |
7 |
3. Методические материалы
Ранний возраст
№ |
Наименование |
Количество |
Учебные издания |
||
1. |
Гербова В.В. Развитие речи детей 2-4 лет. Учебно-наглядное пособие (сказки в картинках) для детей младшего дошкольного возраста. ВЛАДОС, 2003. |
1 |
2. |
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2003 |
1 |
3. |
Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. Методическое пособие по организации чтения детям раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2003 |
1 |
4. |
Бабаева Т.И., Грядкина Т.С. и др. Младший дошкольник в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2008. |
1 |
5. |
Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Изд.«Учитель», Волгоград, 2009. |
1 |
6. |
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М. Обруч, 2012. |
1 |
7. |
Сорокина Н., Миланович Л. Куклы и дети. М. Обруч, 2012. |
1 |
8. |
Свирская Л. Малокомплектный детский сад. Санкт-Петербург, 2012. |
1 |
Дидактические материалы |
||
1. |
Развитие речи и мышления: 1-3 года: 108 предметных картинок, 15 сюжетных картин, методические рекомендации Изд. 2-е, перераб. (42 листа в папке) Истоки Наглядно-дидактическое пособие: Раннее детство: Павлова Л. Мозаика-Синтез Истоки |
1 |
2. |
Распорядок дня. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам: Дорофеева А.М. Мозаика-Синтез 2012 Рассказы по картинкам |
1 |
3. |
Сказки и картинки: Сказки, рассказы и сказочные повести Сутеев В.Г. Ермак АСТ Астрель 2004 Всемирная детская библиотека |
1 |
4. |
Расскажите детям о домашних питомцах. Наглядно-дидактическое пособие Карточки для занятий в детском саду и дома. Емельянова Э.Л. Мозаика-Синтез 2013 Расскажите детям |
1 |
5. |
Детеныши животных и их родители Домашние питомцы. АСТ 2006 |
1 |
Организационно-методическая продукция |
||
1. |
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.Сфера, 2014. |
1 |
2. |
Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Детство-ПРЕСС, 2003 |
1 |
3. |
Колдина Д. Н. Рисуем ладошками (Это может ваш малыш. Занятия с детьми от 1 до 3 лет.). Мозаика-Синтез, 2010. |
1 |
4. |
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под ред. Л.А. Парамоновой, изд. Олма Медиа Групп |
1 |
Прикладная методическая продукция |
||
1. |
Обучающие карточки для детей с 3 до 6 лет |
1 |
2. |
Развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет |
1 |
3. |
Материал по сенсорному развитию |
1 |
Аудио- и видеоматериалы | ||
1. |
Аудиосказки, потешки, колыбельные для детей до 3-х лет |
1 |
2. |
Развивающие видеофильмы для детей до 3-х лет |
1 |
Электронные образовательные ресурсы |
||
1. |
http://www.solnet.ee/- Детский портал «Солнышко» | |
2. |
http://www.lukoshko.net/- Лукошко сказок |
Дошкольный возраст
№ |
Наименование |
Количество |
Учебные издания | ||
1. |
Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
2. |
Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. |
1 |
3. |
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
4. |
Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
5. |
Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста. Мозаика-Синтез, 2010. |
1 |
6. |
Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Мозаика-Синтез, 2010 |
1 |
7. |
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
1 |
8. |
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. -М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
1 |
9. |
Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
10. |
Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. |
1 |
11. |
Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
12. |
Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста. Мозаика-Синтез, 2010. |
1 |
13. |
Королева И. А., Степанова В. А. Листок на ладони / Под ред. Л. М. Маневцовой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. |
1 |
14. |
Калашников Г. В. Гербы и символы. История российского герба: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. |
1 |
Дидактические материалы | ||
1. |
Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Рабочие тетради для детей дошкольного возраста. Учебно-наглядные пособия издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург |
1 |
2. |
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3—4 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
3. |
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
4. |
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. | 1 |
5. |
Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
6. |
Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
7. |
Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
8. |
Финкельштейн Б. Б. Математический планшет: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: Корвет, 2007—2011. |
1 |
9. |
Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. В., Сазонов Е. А. Логический экран: развивающие и обучающие игры и упражнения. — СПб.: Корвет, 2005—2011. |
1 |
Организационно-методическая продукция | ||
1. |
Кубики для всех. Уголки: игра / Методическое сопровождение разработано З.А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1996—2011.
|
1 |
2. |
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
3. |
Кубики для всех. Собирайка: игра / Методическое сопровождение разработано З.А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1996—2011. |
1 |
4. |
Кубики для всех. Загадка: игра / Методическое сопровождение разработано З.А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1994—2011. |
1 |
5. |
Сложи узор: игра. — СПб.: Корвет, 1998—2011. |
1 |
Прикладная методическая продукция | ||
1. |
Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы кубиков и др.); |
1 |
2. |
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения |
1 |
3. |
Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитом, песком, коллекции) |
1 |
4. |
Образно-символический материал:
— наборы картинок, календари природы — карты, атласы, глобусы — головоломки, лабиринты |
1 |
5. |
Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
1 |
6. |
Нормативно-знаковый материал:
— календарь, -карточки — кубики с цифрами — линейки |
1 |
7. |
Развивающие игры |
1 |
8. |
Домино, шашки, шахматы |
1 |
9. |
Материал для обучения пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий, словоизменению и словообразованию, развитию связной речи (диалогической и монологической речи) |
1 |
10. |
Настольно-печатные игры |
1 |
11. |
Игры на развитие мелкой моторики |
1 |
12. |
Материал для формирования звуковой культуры речи: развития фонематического слуха и восприятия (узнавание) неречевых и речевых звуков |
1 |
13. |
Материал для отработки навыков звукового анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения (отсутствия, пропусков, замены, искаженного произношения звуков),
— для развития плавного речевого выдоха, — для формирования лексико-грамматического строя речи (активизации употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов) |
1 |
14. |
Алгоритмы (схемы) |
1 |
15. |
Мнемотаблицы |
1 |
16. |
Материал для освоения выразительных средств речи (темпа, ритма речи, высоты и силы голоса, интонационной выразительности) |
1 |
17. |
Картотека игр
— подвижных — словесных — на рзвитие мелкой моторики — развивающих |
1 |
18. |
Нищева Н. В. Все работы хороши. Альбом. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. |
1 |
Аудио- и видеоматериалы | ||
1. |
Видео-фильмы, слайды различной тематики |
1 |
2. |
Ауди- и видеозаписи литературных произведений |
1 |
Электронные образовательные ресурсы | ||
1. | http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm — Все для детского садаhttp://doshkolnik.ru/- Дошкольник http://www.childpsy.ru/- Детская психология http://www.detskiysad.ru/- Детский сад. ру http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования http://doshvozrast.ru/- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http://playroom.com.ru/- Игровая комната http://www.kostyor.ru/tales/- Сказки для детей http://www.lukoshko.net/- Лукошко сказок http://beautiful – all.narod.ru/deti/deti.html – Все лучшее – детям http://leopold-baby.com/- Кладовая кота Леопольда http://www.psyparents.ru/- Детская психология для родителей http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm — Консультации для воспитателей http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm- Образовательный портал ”Учеба ”раздел Дошкольное воспитание http://collection-of-ideas.ru/- Журнал для детей ”Коллекция идей” http://dob.1september.ru – Журнал “Дошкольное образование” http://www.moi-detsad.ru/- Методические разработки для детского сада http://www.apkpro.ru/- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Сетевые образовательные сообщества nsportal.ru Социальная сеть работников образования «Наша сеть». Мой Сайт дошкольного воспитания http://www.openclass.ru/ -Сетевые образовательные сообщества ”Открытый класс” http://nsportal.ru/- Социальная сеть “Наша сеть” http://www.doshkolnik.ru/- Социально – педагогический портал “Дошкольники” www.pedsovet.org – Всероссийский Интернет – педсовет http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру” |