Из опыта работы воспитателя

Авторы: Иркина Ирина Николаевна

«Использование бросового материала для  сенсомоторного развития детей раннего возраста»

Из опыта работы воспитателя структурного подразделения «детский сад №1» ГБОУ СОШ с. Шигоны

Иркиной Ирины Николаевны

Раннее детство — особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для улучшения сенсомоторного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в нашей группе.

Я разработала проект «Использование бросового материала для сенсомоторного развития детей раннего возраста.»

Задачи:  способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки; развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время.

Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий для развития сенсомоторной культуры .

Этапы работы1. Организационный.  Постановка проблемы, сбор и анализ информации по данной проблеме, составление плана,  создание развивающей среды, работа с родителями, практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.

2. Основной.   Изготовление пособий, проведение НОД,  работа с родителями(консультации, мастер-класс, семинар-практикум, конкурсы.

3. Заключительный.   Оформление альбома «Пособия по сенсомоторике из бросового материала», презентация проекта, выступление на педагогическом совете в ДОУ.

Работа с родителями

Консультации: «Воспитание сенсорной культуры детей», «Этот пальчик я!», «Ознакомление малышей с цветом, формой , величиной».

Родительские собрания «Важность современного воспитания сенсомоторных способностей» , «Пальчиками играем- речь развиваем».

Семинары-практикумы «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка раннего возраста в домашних условиях», «Изготовление пособий из бросового материала для развития сенсомоторики  у детей раннего возраста».

Тематические выставки «Пособия из бросового материала для развития сенсорной культуры и мелкой моторики у детей раннего возраст «Дидактические игры и игрушки , способствующие развитию сенсорных навыков»

В группе была создана развивающая среда по сенсомоторике:  приобретен сенсорный цветок, изготовлены игры из бросового материала с помощью родителей.

Игры для развития сенсомоторики.

Д/и «Прокати шарик»

Д/и «Натяни резиночку»

Д/и «Сними и надень резиночку»

Д/и «Открути и закрути крышку»

Д/и «Спрячь мышку»

Д/и «Посади жучка на свой лепесток»

Д/и «Подбери шарик к ниточке»

Тренажёр для развития мелкой моторики

Шарики наполненные крупой

Игры на шнуровку.

Игры с прищепками

Д/и «Разложи по цвету»

Тактильные тренажеры

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

metod