Из опыта работы воспитателя
Авторы: Иркина Ирина Николаевна
«Использование бросового материала для сенсомоторного развития детей раннего возраста»
Из опыта работы воспитателя структурного подразделения «детский сад №1» ГБОУ СОШ с. Шигоны
Иркиной Ирины Николаевны
Раннее детство — особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.
Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для улучшения сенсомоторного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в нашей группе.
Я разработала проект «Использование бросового материала для сенсомоторного развития детей раннего возраста.»
Задачи: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки; развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время.
Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий для развития сенсомоторной культуры .
Этапы работы1. Организационный. Постановка проблемы, сбор и анализ информации по данной проблеме, составление плана, создание развивающей среды, работа с родителями, практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
2. Основной. Изготовление пособий, проведение НОД, работа с родителями(консультации, мастер-класс, семинар-практикум, конкурсы.
3. Заключительный. Оформление альбома «Пособия по сенсомоторике из бросового материала», презентация проекта, выступление на педагогическом совете в ДОУ.
Работа с родителями
Консультации: «Воспитание сенсорной культуры детей», «Этот пальчик я!», «Ознакомление малышей с цветом, формой , величиной».
Родительские собрания «Важность современного воспитания сенсомоторных способностей» , «Пальчиками играем- речь развиваем».
Семинары-практикумы «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка раннего возраста в домашних условиях», «Изготовление пособий из бросового материала для развития сенсомоторики у детей раннего возраста».
Тематические выставки «Пособия из бросового материала для развития сенсорной культуры и мелкой моторики у детей раннего возраст «Дидактические игры и игрушки , способствующие развитию сенсорных навыков»
В группе была создана развивающая среда по сенсомоторике: приобретен сенсорный цветок, изготовлены игры из бросового материала с помощью родителей.
Игры для развития сенсомоторики.
Д/и «Прокати шарик»
Д/и «Натяни резиночку»
Д/и «Сними и надень резиночку»
Д/и «Открути и закрути крышку»
Д/и «Спрячь мышку»
Д/и «Посади жучка на свой лепесток»
Д/и «Подбери шарик к ниточке»
Тренажёр для развития мелкой моторики
Шарики наполненные крупой
Игры на шнуровку.
Игры с прищепками
Д/и «Разложи по цвету»
Тактильные тренажеры
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.